Мозаика – древнейшая форма самовыражения. Более 7 тысяч лет человек украшает свои дворцы, храмы, термы мозаичными полотнами. Секрет бессмертия мозаики заключается в том, что именно так мы воспринимаем окружающий мир: отдельные разрозненные осколки нашего опыта складываются в общую картину мира. Ну, а еще… Это чертовски долговечная и функциональная форма искусства. Именно благодаря ее вечности мы смогли увидеть орнаменты древних шумер, живших в пятом тысячелетии до нашей эры. Тогда люди декорировали фасады своих домов клиньями с цветными шляпками. Клинья вбивали в стены и шляпки, имевшие обычно белый, черный и красный цвет, образовывали геометрические мотивы.
Шумерская мазаика – первое известное применение мозаики в городской среде. Мозаика выполняла две функции: декоративную и утилитарную – мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания. В 1928 году английский археолог Чарльз Леонард Вулли при раскопках шумерского города Ур обнаружил Штандарт войны и мира.
Мозаики, выложенные на двух его плоскостях, изображают «войну» и «мир»: на первой изображены шумерская армия, поверженные враги и воины, на второй – сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира. Для изображения использовались перламутровые раковины, известняк, лазурит.
Далее мозаика начала свое триумфальное шествие по миру. Все развитые цивилизации, от Китая до Америки имели свои примеры мозаичной живописи. Она украшала храмы, дома, мебель и домашнюю утварь. В качестве материалов использовались слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла, полудрагоценные камни – все материалы, которые не теряют свой окрас по прошествии времени. Например, ацтекские культовые маски инкрустировались яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем.
Тонкость и изящество работы древних мастеров поражают сложностью технических решений. Живопись древнего Египта глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, различными породами дерева является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации.
Но подлинного рассвета мозаика достигла в период Античности. Римский дом без мозаики столь же трудно представить, как современную квартиру без керамической плитки. Помимо эстетической и религиозной функции мозаика свидетельствовала о богатстве и знатности своего владельца. Чем сложнее и изысканнее был рисунок, тем знатнее являлся ее владелец.
И что характерно: храмы, как пристанища богов, не превосходили по роскоши дома светские. Это отличает мозаичное искусство античности и Византии, где мозаика, как техника вечная и неподверженная тлению, была прерогативой исключительно храмовых помещений и воспевала лишь «Царствие Божие».
Отсюда и масштабность византийской мозаики. Украшавшая стены храмов она занимала сотни квадратных метров, образовывая монументальные полотна, рассчитанные на любование с большого расстояния.
Мозаичное знамя подхватила Италия. Флорентийские мастера развивали античное и византийское наследие, но особого успеха они достигли, когда открыли технологию создания смальты, непрозрачного цветного стекла.
Технология создания смальты держалась в глубочайшей тайне, однако монополия Флоренции была разбита вдребезги русским гением – Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Впервые мозаику Ломоносов увидел в киевском соборе святой Софии. Она настолько поразила ученого, что он решил сам разобраться с тайной смальты. По свидетельству очевидцев Ломоносовым были проведены тысячи опытов и в 1750 году появились первые образцы русской смальты.
Впрочем, русская мозаика делала упор отнюдь не на стекле. На всемирной Парижской ярмарке в 1911 году русские мастера поразили европейскую публику мозаикой из уральских самоцветов, украшавших объемные вазы. Это было принципиальное ответвление от флорентийской техники, которую с тех пор принято называть русской мозаикой.
В советское время мозаика лишилась своей элитарности. Дорогостоящая смальта стала обычным стройматериалом, украшая дома культуры, кинотеатры и дворцы спорта. И на передний план теперь выступала не мозаика как таковая, а художник. Такие русские художники-мозаичисты как Владимир Александрович Фролов, Анатолий Андреевич Горпенко перенесли искусство мозаики на новый уровень.
Каждый из нас уникален и непохож на других. Современная мозаика как никакой другой материал, позволяет создавать интерьер, отражающий именно вашу непохожесть и уникальность.